Интервью с настоятелем храма «Умиление»


Умиление душ наших – не разрушить

Подхожу к храму в честь иконы Божией Матери «Умиление». Еще и еще раз всколыхнулось сердце при виде осколочных ранений Тела Господнего. Да-да, я не оговорилась. Богословы обращают внимание на то, что Церковь – это не только храм в физическом смысле слова, что Церковь – это Тело Христово. Как же можно расстреливать святое? Храм только-только возвели.

Сколько труда, средств вложили на его создание! Даже если не веришь в Бога, как можно такую красоту разрушать?

В этой связи вспоминается событие трехлетней давности – приезд Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла 15 сентября 2011 года в Луганск. Такой же был тихий погожий день. После богослужения под открытым небом патриарх Всея Руси Кирилл освятил землю под строительство этого храма…

Верхний Богородичный храм еще даже не успели открыть, а тут разрушительная война. Снаряды попали в дом, что через дорогу от храма, саму дорогу повредили, плитка церковного двора пострадала. Осколками густо посекло стены, окна храма, цветные витражи. Слава Богу, центральное панно с иконой Божией Матери не пострадало. Иду дальше, спускаюсь по ступеням в действующий нижний храм в честь любимого на Руси святого – преподобного Серафима Саровского. Настоятель храма протоиерей Александр Пономарев благословляет на беседу с ним.

 

Т.С. – Отец Александр, расскажите, как вы, ваш приход, прихожане пережили эти страшные военные месяцы?

О.А. – Все священники в это время находились в Луганске. Никто даже не помыслил куда-то уехать, бросить храм и прихожан. Богослужения проходили в обычном режиме. Сами знаете: центр города обстреливался с особым тщанием. Рядом с храмом – Дом Правительства ЛНР находится. Наверняка целились в него, но не могли не понимать, что все близлежащие строения также в зону обстрела попадают. Вот 6 августа и к нам прилетело. В МЧС сказали, что снаряды были выпущены из района пос. Металлист, предположительно из дальнобойной пушки 112 калибра.  Один из них попал, хотя и не в сам храм, но упал в двух метрах от его стены. Почти все витражи пострадали. Стены продырявило. Купол пострадал.

Т.С. – А уникальная электронная звонница на колокольне цела? Программа звонов осталась?

О.А. – Механизм и программа звонов не пострадали. Но у нас нет пока света, поэтому мы ее просто не включаем. Подключена пока только больница наша. В целом, пережить пришлось много. Особенно тревожно было, когда люди стали массово уезжать из Луганска. Оставшимся разъясняли, чтобы не подходили близко к окнам во время обстрелов, прятались за несущими стенами. Но это та военная жизнь, которая всех нас коснулась – постоянное дыхание смерти, которое мы все ощущали. Было небезопасно даже выйти из храма на улицу. Во время одного из минометных обстрелов около храма погиб рабочий из бригады, которая делала нам котельную. В целом, ситуация в чем заключается? Нас бомбили, нас уничтожали, нас, извините, расстреливали всех. Попали в хоз. двор, горела крыша. Охранники побежали, вызвали МЧС. Помощь подоспела вовремя. У нас здесь еще стояли баллоны с кислородом. Если бы и они взорвались, тут разрушений было бы очень много.

Т.С. – Во время боевых действий украинской армии людей в храм приходило столько же или меньше?

О.А. – Когда начались все эти события людей стало заметно меньше. Многие прихожане наши уехали. Дорога до храма также не безопасная была. Но в выходные дни, все равно, храм был почти полон. Люди приходи, молились, исповедовались. Многие из них находились в страхе за свою жизнь, за жизнь своих близких, за дом. Как могли, утешали. С Божьей помощью, при помощи молитв удавалось как-то успокоить прихожан, настроить на терпеливое перенесение выпавших тягот. Им было очень важно, что церковь никуда не делась, стоит и все невзгоды переносит вместе с народом. Конечно, когда люди увидели все эти разрушения, то глазам своим не поверили. Не понимали, как вообще такое могло происходить с их храмом, с их городом. К сожалению, факт остается прискорбным фактом.

Но народ стойкий у нас. Те, которые остались, они, переживая все это, через страх приобрели и школу мужества, школу выживания, школу понимания истинных ценностей, школу взаимовыручки. У нас тут и в храме люди оставались ночевать, потому что когда массово бомбили южные квартала, здесь было более безопасно, чем дома. И работники храма с ними оставались, помогали, чем могли. Пришлось в срочном порядке приобретать генератор, чтобы можно было включать свет в храме и добывать воду. Каждое утро у нас тут выстраивалась очередь за водой. Раздавали ее на сколько позволяли возможности скважины, до полтонны в день. Когда в храм привозили гуманитарную помощь от частных лиц, организовывали ее выдачу всем нуждающимся после службы в церкви. Люди прикладывались к кресту и шли в наш конференц-зал, где получали пакеты с продуктами.

Очень много проводили бесед с народом, чтобы была духовная поддержка. Сколько раз мы слышали от них, что если сейчас еще и храмы закроются, то вообще страшно будет жить. Замечал я, что в самое опасное время все чаще стали заходить в храм и совсем невоцерковленные люди. Покупали пояса «Живые помощи» себе и товарищам в больших количествах.

Т.С. – Я так понимаю, что и военные люди приходили? А из противоположного лагеря не было визитов? Церковь же для всех. Она не может по политическим соображениям кого-то отвергнуть.

О.А. – Ополченцев – да, приходило много. А вот из украинской армии, по крайней мере я, не видел ни одного. Да, церковь для всех. Люди, приходящие к Богу, могут иметь какие угодно взгляды. Наша задача – всех выслушать, дать совет, направить на правильное понимание вещей, согласно учению Нового Завета. Война войной, конечно, но и отрицать тот факт, что мирное население Луганска обстреливали украинские солдаты, невозможно. Все люди, что остались в Луганске, свидетели преступления, которому нет оправдания, потому что, я считаю, были совершены недочеловеческие поступки. Сколько людей погибло, сколько домов разрушено! Семьи разделены. А ведь люди – это главное наше богатство! А сколько их бросило все нажитое и уехало! А вот теперь они в стране далече, куда бы не уехали: в Россию или в Украину.

Я знаю, что многие из них хотят вернуться. Наша задача здесь – всем приложить усилия, чтобы людям не страшно было возвращаться на родину и спокойно жить хотя бы в минимальном достатке и уюте. Поэтому сейчас необходимо восстанавливать и строить систему мирной жизни, нужно найти терпимость друг к другу, не разделяя людей на хороших и плохих. А дух поддержки у нас, у славян, считаю хорошо проявился, когда нужно было поддерживать друг друга.

При всех трудностях, шероховатостях из всех, так сказать, сорняков хочется собрать семена правды. Меня поражало, когда со связью было трудно, а мы ходили к «Эпицентру» звонить, как люди оберегали своих родных, вынужденных уехать из зоны обстрелов. Стоял такой общий большой шум. Рядом набирали и сообщали о себе: «Не волнуйтесь за нас. У нас все нормально. Да, воды и света нет, но ничего страшного. Мы уже приспособились. Да, магазины практически не работают. Нет. Пенсий не платят, но мы не голодаем. У нас все есть».

Вот это понимание, что в любой момент может оборваться твоя жизнь, меняла и нашу ментальность. За те 3 месяца, что мы пережили, я думаю, те, кто не отчаялся, выстоял, у того духовный мир изменился, особенно изменилось отношение к городу, к ценностям. Но, как мы знаем, испытаний нам попускается столько, сколько мы их можем вынести. Вопрос в другом. Мы должны осознать почему и для чего нам были они попущены, что мы должны сделать, чтобы изменить мир вокруг нас в лучшую сторону. Однозначно, нам нужно менять свое отношение к земле на которой живем, к материальным благам. Господь нам наглядно показал, что всю цивилизацию можно просто в единый миг заморозить. Для этого нужно только отключить электричество и водоснабжение. И все – жизнь останавливается на грани вымирания. 250 тысяч людей, говорят, оставалось в Луганске. Вот все эти люди были вынуждены пешком, иногда за несколько километров, в несусветную жару ходить с этими баклажками по воду, чтобы не умереть от жажды, чтобы иметь возможность приготовить себе какую-то пищу, соблюдать элементарную гигиену и т.д.

Очень важно, чтобы мы были сейчас объединены целью наладить жизнь на наших христианских ценностях. А антихристианское мировоззрение, которое приходит к нам сейчас с запада, превращает все истинно ценное и главное во второстепенное.

Ищите прежде всего Царствия Небесного, все остальное приложится, говорится в Святом Писании.То есть нам очень важно во главе угла поставить духовное, а затем уже материальное.

Приятно осознавать, что люди, которые с верой были, достойно выдержали эту школу мужества, выпавшее испытание духовно обогатило их. Потребительский бум, к которому мы все так привыкли в прошлом, он, как выяснилось, вообще не имеет никакого значения. Это все человеку не надо, это все сверх того, что ему необходимо. Вот такой вывод я сделал для себя как священник, на многие вещи я стал смотреть совсем по другому. Я понял на сколько важна в жизни поддержка, взаимоуважение, взаимопонимание друг к другу. Я видел как люди выходили на улицу, собирали сухие ветки для костра, во дворах лепили какие-то плиты, на которых потом сообща готовили кушать. Они заботились друг о друге. Подвиг такого христианского долга – налицо.

Вот сейчас возникает, правда, не совсем хорошая тенденция: мол, вы вот тут все уехали, а мы тут остались. Мы не должны разделяться в этом. Мы должны оставаться едиными. Уезжали люди, потому что война. Беженцы есть беженцы. Не нужно, чтобы это было истерией какой-то, входить в канву трудностей. Некоторые, пройдя через страх погибнуть, все же, ожесточились. Да, много людей навсегда уехало из Лугащины, но, с другой стороны, и много новых людей приехало. И это тоже очень хорошая тенденция. Много новых людей пришло в храм.

Главное, чтобы не бомбили, не убивали. Мы вот людям, которые только приехали, говорим, чтобы они не расстраивались, увидев устрашающую действительность, потому что было на много хуже, на много страшнее, на много трагичнее. Сейчас необходимо, восстанавливая мир, восстанавливать новое понимание, видение. Бог дал нам перевести дух и задуматься о своей и не только своей судьбе. Политика – политикам. Пусть они там решают, как наладить разрушенную инфраструктуру, как людей обеспечить работой и достойной зарплатой. Как можно быстрее восстановить закон и порядок, и, естественно, безопасность населения. Необходима большая идеологическая работа с людьми. А если ее не будет, то взаимопонимания между властью и народом тоже не будет.

На чем стоит Церковь? На благодати Божией. Но благодать со зиждется в Церкви потому, что у нее есть правильное учение. Вот и весь секрет.

Пусть сейчас все только восстанавливается, но дух православия, религиозный дух, он должен стоять впереди всех преобразований. Нам нужно откуда-то черпать эти созидающие, здоровые силы для того, чтобы на века восстанавливать то, что было разрушено и сломано в единый миг.

Т.С. – Батюшка Александр, как духовное лицо, поделитесь своим видением ближайшего будущего. Оптимистичны ли прогнозы?

О.А. – Могу сказать только одно. Нас ждут большие испытания. И это однозначно. Не нужно уповать на то, что если сейчас тут затишье, то так оно и будет. А испытания нас ждут в разных формах. И в хозяйственной деятельности и в формировании элементарного порядка в республике. И это тоже не малый путь.

То, что многое теперь изменилось и назад былое не вернуть – это факт. Ну как человека переубедить, если погиб его близкий, разрушен его дом? У нас здесь десятки, сотни, тысячи свидетелей каждому преступлению украинской армии против мирного населения. Они видели как разрушали их любимый город. Мы вот вроде c вами тут спокойно об этом говорим сейчас, но когда человек это все прочувствовал, пропустил через себя, через большие скорби, горе, разлуку, он не сможет так легко простить виновных в этом. Сколько людей вынуждены были скитаться где-то на территории России и Украины. Они же все потеряли свой мир и вынужденно стали мигрантами по сути. Их корни теперь вырваны из родной земли. Поэтому нам так важно сейчас приложить все усилия, чтобы как можно быстрее наш край прошел восстановительный период.

Т.С. – А по плечу ли эта задача для луганчан? Или другого выхода нет, придется выполнять?

Общество делится на тех, которые пошли в направлении организации политико-общественной организации ЛНР, которая теперь реализуется уже в планах государственного строительства. Этим людям терять нечего, они должны продолжать идти и идти в этом направлении. То есть вырастает такая передовая прослойка общества. Человек сделал выбор и идет дальше.

Есть люди, которые поддерживают этот путь, работают учителями, врачами, в коммунальных службах. Они хотят мира, спокойствия, но не могут простить тех, кто разрушали их дома.

А есть люди, которые хотели жить в единой Украине и как это было и ранее, быть в этом государстве. Им сейчас очень трудно перестроить свое мировоззрение. Об этом тоже нужно не забывать, возможно, попробовать помочь им преодолеть этот барьер.

Но есть еще одна прослойка общества. Это те, кому вообще все равно при какой власти жить и в каком государстве. Лишь бы был свет, вода, зарплату бы вовремя выплачивали. И их очень много таких. В основном, общество и на сегодняшний день политизировано в таком вот диванном варианте. Мне дайте все необходимое для жизни, а остальное меня не интересует.

Вот на такие категории граждан поделено наше общество. Оно далеко не монолитное, не единое. И это придется учитывать.

По этой причине усложняется выполнение поставленных перед правительством ЛНР задач по восстановлению экономики региона.

Нужно понимать, что нагрузка на первую и вторую категории граждан идет очень большая. Трудности впереди будут однозначно. Для преодоления их необходим серьезный идеологический продукт, необходима идеологическая и духовная поддержка населения. Духовная поддержка церкви – это вера наша православная. Священники готовы созидательно трудиться со всеми, принимать участие в разработке антикризисных программ. Очень важно, чтобы Православие на Донбассе не только было сохранено, но и развивалось, приобрело статус государство образующей религии. Без духовность, без религиозность общества всегда будет вести его к упадку. Не нужно надеется, что кто-то за кого-то будет тянуть его лямку. Человек должен в любое время включаться в процесс формирования и созидания на своей земле. Здесь должен проявиться патриотизм, любовь к малой родине. Ведь чтобы любить большую Родину, нужно ее научиться любить с малого. Будьте верны малому, остальное приложится вам, или дастся большее вам. А трудности, что нас ожидают, они, эти трудности меняют и ментальность нашу донбасскую. В чем она заключалась ранее? Я работаю, не мешайте мне трудиться и кормить свою семью. Сейчас все большее количество людей вовлекаются в общественно-политическую жизнь региона. Все более четким становится видение того, что предстоит сделать. Очень важно, не страшась, идти вперед, строить мирное, основанное на справедливых законах, высокодуховное общество. Строить свою Родину такой, какой мы хотели бы ее видеть.

Бог в помощь!!!