Мариупольский благочинный, причисленный к лику святых

Спросите у любого мариупольца: кто из святых православной церкви имеет прямое отношение к их городу? И почти каждый, во всяком случае, человек верующий, ответит: митрополит Игнатий. Сегодня мы открываем еще одно имя: Павел Аркадьевич АНДРЕЕВ. Священник, взошедший на Русскую Голгофу — безвинно расстрелянный в 1937 году на знаменитом Бутовском полигоне в Москве, — причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2001 года. В двадцатые годы прошлого столетия, как свидетельствуют архивные документы, протоиерей Павел Андреев служил в Мариупольском округе и был благочинным всех церквей Мариуполя.

Ни в Мариупольском краеведческом музее, ни в городской организации «Мемориала», к сожалению, нет сведений об этом человеке. А между тем, фрагменты его биографии можно найти на официальном сайте Московского Патриархата, в Открытой православной энциклопедии и других источниках. Кроме того, Павлу Андрееву посвящены страницы книги «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним».

Издание подготовил игумен Дамаскин (Орловский) на основе послужного списка Архива Московской Патриархии, документов Центрального Архива ФСБ Российской Федерации, Государственного архива РФ и других официальных источников.

Так каким он был, Павел Аркадьевич Андреев? Жизнь и судьба святого Новомученика Российского совпала с жесточайшими испытаниями в истории Русской Православной Церкви, и он заплатил за свою веру самой высокою ценой. В кровавом 1937 году, когда в Советском Союзе были арестованы десятки тысяч священнослужителей и православных мирян, был арестован и протоиерей Павел Андреев, благочинный Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов Московской области, вместе с ним еще два священника его прихода. Характерно, что ни один из них не признал себя виновным, ни один не оговорил другого. Сколько бы следователи ни предъявляли «доказательств», сколько бы ни прибегали к помощи лжесвидетелей, все трое предпочли расстрел.

Материалы архивов скупы, они рассказывают, что будущий священник родился в 1880 году в деревне Аннино Рагозецкой волости Тимского уезда Курской губернии в семье крестьянина Аркадия Васильевича Андреева. Обучался в Курской Духовной семинарии, после чего, в 1902 году, окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию. Сами по себе эти факты свидетельствуют о неординарном характере, уме и усердии: далеко не каждый крестьянский сын может получить такое образование. Летом этого же года епископ Екатеринославский и Таганрогский Симеон (Покровский) рукоположил Павла Андреева в сан священника.

Служа приходским священником, отец Павел с 1902 по 1912 год преподавал Закон Божий в начальной и двухклассной школах Голубовского рудника Славяносербского уезда Екатеринославской губернии (современная территория Луганской области). С 1909 по 1912 год был заведующим и законоучителем церковно-приходской школы Голубовско-Марьевского рудника. С 1912 года Павел Аркадьевич переезжает в Бахмут (современный Артемовск), где он назначен законоучителем Бахмутовского реального училища и настоятелем училищной церкви.

В Мариупольском уезде Мариупольского округа Павел Андреев служит с 1920 года: настоятелем церкви Андрея Первозванного села Андреевка (сейчас это территория Новоселковского района Донецкой области). В 1921 году становится настоятелем Николаевской церкви села Николаевка.

Целых семь лет, с 1922 по 1929 год, в жизни священника связаны непосредственно с Мариуполем. Это был период, когда церковь традиционно проповедовала любовь и милосердие, а большевики — непримиримость классовой борьбы. Церковь видела в религии основу духовного здоровья народа, а большевики — опиум, источник бедствий и нищеты, распространяемый попами — политическими противниками ВКП (б). Декретом 1922 года о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих большевистская власть фактически узаконила грабежи церковного имущества, репрессии против деятелей церкви и верующих. В городе появилась организация «Союза воинствующих безбожников». В условиях непрекращающихся гонений на Православие отец Павел служит настоятелем Николаевской церкви Мариупольского порта.

В 1923 году Павел Аркадьевич был награжден наперсным крестом и возведен в сан протоиерея. В 1924 году — назначен благочинным всех храмов Мариуполя и награжден Святейшим Патриархом Тихоном крестом с украшениями. С 1925 по 1928 год протоиерей Павел исполняет должность уполномоченного по управлению Мариупольским викариатством. В 1925 году «за усердные и полезные труды в должности уполномоченного по викариатству» епископ Мариупольский Антоний (Панкеев) награждает его посохом.

Понятно, что такой человек не мог оказаться вне зоны внимания Объединенного главного политического управления (ОГПУ). В 1927 году, когда смерть на воле была редким уделом для российского архипастыря, 117 епископов находились в различных местах заключения, не говоря уже о тысячах томящихся в тюрьмах и ссылках рядовых священников, ОГПУ арестовало и Павла Андреева. Его обвинили в антисоветской агитации, но не сумели доказать обвинения, и после двух месяцев заключения протоиерей был освобожден.

В феврале 1929 года начинается московский период в жизни священника. Протоиерей Павел назначен настоятелем церкви Воскресения Славущего, что на Остоженке в Москве. А в июле — ключарем московского Богоявленского кафедрального собора.

21 марта 1932 года ОГПУ вновь арестовало священника по обвинению в антисоветской деятельности и заключило в Бутырскую тюрьму. Во время допроса отец Павел ровно, спокойно и невозмутимо на все обвинения отвечает следователю: «Мои проповеди и разговоры с духовенством никакой политической окраски по отношению к существующему строю не имели».

В материалах следствия есть показания допрошенного в качестве свидетеля протодиакона этого же собора Алексея Тихонова: «По своему убеждению я не религиозный человек и свой сан протодиакона считаю как профессией, попал в религиозный культ — протодиакона по своей неопытности. Моя цель была поступить артистом, для этого я и пошел в церковь в качестве протодиакона, чтобы накопить средства, то есть поддержать свое материальное положение». И этот «артист» рассказывает следователю — отец Павел говорил о Синоде, что он работает «рука об руку с советской властью», протестовал против интервью митрополита Сергия «О гонении на религию в СССР», в котором утверждалось, что никаких гонений нет. Этих показаний было достаточно для того, чтобы 10 мая 1932 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен по этапу в Алма-Ату.

Вернувшись из ссылки, протоиерей был назначен настоятелем Вознесенской церкви в Теряевой Слободе Волоколамского района. А в 1937 году — настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района и благочинным православных приходов Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов Московской области. Это стало его последним назначением.

7 октября 1937 года благочинный был арестован и заключен в тюрьму. Через день священника допросили. Все те же обвинения и все та же стойкость священнослужителя очевидны в следственных документах, как во время первого допроса, так и на всех последующих.

Сегодня мы можем привести текст того допроса:
Следователь: — Вы уличаетесь свидетельскими показаниями в контрреволюционной антисоветской деятельности. Следствие еще раз предлагает вам дать показания.
Отец Павел: — Контрреволюционной антисоветской деятельности я не вел.
Следователь: — Дайте показания, кто из священнослужителей Волоколамского района посещал вашу квартиру и в какое время.
Отец Павел: — Меня посещали многие священнослужители, но все их посещения связаны со служебными вопросами по церковным делам.

Следствие приступило к сбору «доказательств». Председателю колхоза и секретарю сельсовета в Возмище показали справки, в которых говорилось, что три арестованных священника в их селе проводили антисоветскую агитацию, направленную на срыв мероприятий партии и правительства.

Выслушав содержание справок, председатель и секретарь сельсовета засомневались, стоит ли подписывать небылицы, но следователи настаивали: так надо. Печать сельсовета была с собой, и справки заверили.

Из показаний председателя сельсовета: «Конкретных фактов антисоветской агитации за перечисленными лицами, являвшимися служителями религиозного культа, я не знаю. Ни лично мне, ни от кого-либо другого не приходилось слышать об их антисоветской агитации. Однако я считаю, что существование в селе Возмище церкви, проводившиеся в ней службы и проживание этих лиц в селе Возмище отрицательно влияло на колхозы. Иногда во время богослужения в церкви колхозники не выходили на работу, а шли в церковь. Остальные колхозники говорили, показывая на служителей культа, что они не работают, а живут лучше нас. Да! Еще могу добавить, что, по разговорам колхозников, эта группа лиц собиралась вместе, но о чем они говорили, собравшись, мне неизвестно».

2 ноября протоиерей Павел был вызван на последний допрос. Ему был задан всего один вопрос: признает ли он себя виновным в антисоветской агитации? Священник ответил: нет, не признает.

14 ноября 1937 года тройка НКВД (Народного комиссариата внутренних дел) приговорила трех волоколамских священников к расстрелу. Протоиерей Павел Андреев был расстрелян 16 ноября и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

…В прошлом году ученые, проводившие раскопки на этом массовом захоронении, общая протяженность которого составляет около километра, оценив ту плотность, с которой лежали останки погибших, заявили, что на Бутовском полигоне может покоиться до 50 тысяч человек. В Бутовском мемориальном комплексе построен православный храм, а также установлен 12-метровый Большой Поклонный крест, которые в 2007 году, к 70-летию массовых расстрелов, почтили своим присутствием Святейший Патриарх Алексий II и тогдашний Президент России Владимир Путин.

В Украине совсем недавно отмечался День памяти жертв Голодомора 1932-1933 годов. Но за 75-летием даты осталось практически без внимания то, что четвертая суббота ноября, согласно Указу Президента Украины от 31.10.2000 года, является Днем памяти жертв Голодомора и политических репрессий. Вот так и живем: от акции к акции, от даты к дате, забывая о главном: уроках истории и людях, которые нам их преподнесли.

Павел Аркадьевич Андреев, святой Новомученик Российский, преподнес нам урок силы духа, не сломленной никакими испытаниями. Силы духа, которая сейчас так необходима нам всем.

Людмила Кудрина

ortodox.donbass.com

Священномученики Павел Андреев и Александр Зверев пресвитеры 

база данных ПСТБУ