Святогорская Лавра

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь является значительным духовным центром православной паствы восточной Украины и юга России.

На сегодня отреставрирован Успенский собор, монастырская колокольня с Покровским храмом, древнейший храм обители в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских со скитом, в котором по благословению главного архиерея братия одевается в старинную форму одежды. Со стен древних пещер стерты раны богоборческой эпохи, и восстановлен храм в честь преподобного Алексия, человека Божьего и храм святителя Николая на верхушке меловой скалы. Настоящим памятником деревянного зодчества можно считать возрожденный Всехсвятский скит с деревянным храмом в честь всех святых нашей земли.

Сегодня все храмы, пещеры и уцелевшие здания вернули монастырю. Послушание в обители несут более сотни человек братии.

Первые монахи выкопали церкви и кельи в верхнем ярусе. Через маленькие оконные проемы в них проникал свет, освещавший фрамугу (нишу) для иконы, вырубленную в меловой скале лежанку, ступеньку, проемы для дверей. Кельи соединяются с квадратным залом со сводом, опирающимся на массивный столб в центре. В восточной стене ещё видны следы от иконостаса первой подземной церкви Святогорского монастыря до 1632 г. Сначала она называлась Успенской, затем Николаевской, а в XIX в. Иоанна Предтечи.

От этой пещерной церкви разветвляются лабиринты тротуаров и келий. Один небольшой тротуар соединяет её с квадратной трапезной, севернее которой шёл проход на верхний третий ярус пещер, где была Успенская церковь. Второй проход ведет к нижнему ярусу пещер с Алексеевской пещерной церковью высотой до 4 м. В 1753 г. сюда, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, сослали раскольника Чекменьева, который «сеял между простым народом ереси». Алтарная часть Алексеевской церкви имела форму сегментной фрамуги и была отделена от основного пространства пилястрами, на которые опирается арка, где крепится иконостас.

В незаметном месте внутри меловой горы расположена церковь преподобных отшельников (затворников) Антония и Феодосия.

На площадке мелового утеса торчат остатки трехкамерной Николаевской церкви, построенной в Харьковско-Изюмском стиле украинской архитектуры. Согласно рисунку монастыря в 1679 г. на том месте поднимались три массивных меловых конуса с прорубленными окошками. Очевидно пещерная Успенская церковь под влиянием природы или человека частично обрушилась и обнажила часть интерьера (внутреннего пространства). Церковь не только дополнила утраченную часть меловой скалы, но и стала её украшением. Как в других украинских церквях, её купола расположены по оси восток-запад. Украинские мастера XV—XVI вв., пытаясь придать своим строениям стройный вид, обычно ставили на восьмигранник большего объёма восьмигранник меньшего объёма. Над алтарем церкви возвышается пирамидальная башня с небольшим барабаном и грушевидным куполом. Подобным куполом увенчан западный алтарь. Центральную башню украшает декоративный орнамент из кирпича по окружности (периметру) башни.

Настоятели (наместники)

Симеон, иеромонах (ок. 1624)
Кирилл, иеромонах (ок. 1640)
Игнатий, иеромонах (ок. 1651)
Феофан, игумен (ок. 1654)
Гавриил, иеромонах (ок. 1661)
Корнилий, игумен (ок. 1672)
Иоиль Озерянский, архимандрит (ок. 1679)
Иосиф (Кононович), архимандрит (ок. 1687)
Феодосий, архимандрит (ок. 1691)
Вениамин, архимандрит (ок. 1701)
Иона, игумен (ок. 1705)
Вассиан (Васильковский), архимандрит (ок. 1707)
Севастиан (Юхновский), архимандрит (ок. 1714)
Арсений (Зарудный), архимандрит (ок. 1720)
Митрофан (Шеинков), архимандрит (ок. 1723)
Иларион (Григорович), архимандрит (1733—1737)
Фаддей (Кокуйлович), архимандрит (1738—1758)
Рафаил (Мокренский), архимандрит (1758—1765)
Лаврентий (Кордет), игумен (с 1765)
Матфей (Млодзинский), архимандрит (ок. 1766)
Сильвестр (Кияновский), игумен (ок. 1767)
Феофан (Феодоровский), архимандрит (с 1770).
Филарет (Финевский), игумен (до 1787)
Венедикт, архимандрит (1787—1788)
Арсений (Митрофанов), архимандрит (1844—1859)
Герман (Клица), архимандрит (1859—1890)
Вассиан (Дегтярев), архимандрит (1890—1909)
Трифон (Скрипченко), архимандрит (1909—1922)
Серафим (Лаврик), архимандрит (1992—1995, до монашеского пострига строитель — протоиерей Николай Лаврик, после пострига наместник — иеромонах, затем игумен и позже архимандрит Серафим Лаврик)
Арсений (Яковенко) (с 20 января 1995, наместник — игумен, затем архимандрит, епископ, архиепископ)

http://www.ortodox.donbass.com/lavra_new/