Украинские греко-католики объявили «крестовый поход на восток»

В своей речи на Троицу верховный архиепископ Киево-Галицкий Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) Святослав Шевчук заявил о том, что приоритетным регионом деятельности возглавляемой им Церкви становятся восточные, традиционно православные регионы Украины.

Он также напомнил, что его предшественники, духовно окормлявшие в 1940-е годы дивизию СС «Галичина», несли «слово Божие перед безбожными мира сего… в Сибирь, на Камчатку и Дальний Восток». Таких откровенных заявлений о религиозной экспансии на восток и признания православных «безбожными» даже от униатов с Западной Украины не слышали очень давно.

— В каком направлении нас поведёт сегодня Дух Святой? Это направление сегодня нам указывает сам Святейший отец папа Франциск. Это направление сегодня нам указал его эминенция — кардинал Паролин, начавший свой визит с востока Украины, с Запорожья, куда созвал нас, владык, чтобы показать нам, что будущее нашей Церкви и нашей Украины куётся сегодня там, где война и где страдают люди, — заявил глава украинских греко-католиков, совершив 19 июня во львовском кафедральном соборе Святого Юра богослужение вместе с госсекретарём Ватикана кардиналом Пьетро Паролином и папским нунцием (послом) на Украине архиепископом Клаудио Гуджеротти.

Далее Шевчук рассказал о том, что первым поход на восток начал ещё его предшественник Иосиф Слипый, управлявший УГКЦ в 1944—1984 годах: «Отсюда (из Львова. — Прим. Лайфа) Слипый пошёл с епископатом и духовенством свидетельствовать слово Божие перед безбожными мира сего, разнося силу благодати Святого Духа в Сибирь, на Камчатку и Дальний Восток».

Митрополит Галицкий Иосиф Слипый. Кадр видео "youtube.com/"Любомир. Бути людиною" (3 серія)". Скриншот © L!FE
Митрополит Галицкий Иосиф Слипый. Кадр видео «youtube.com/»Любомир. Бути людиною» (3 серія)«. Скриншот © L!FE

Формально говоря, Шевчук несколько ошибся. Указ от 9 октября 1939 года об образовании четырёх новых униатских экзархатов (первый — на Волыни и Холмщине, второй — в Белоруссии, Литве, Латвии и Эстонии, третий — в России и Сибири, четвёртый — в Великой Украине) издал не Слипый, а занимавший тогда пост главы УКГЦ архиепископ Андрей Шептицкий.

Он же в марте 1940 года в обращении к верующим своей Церкви заявил: «Несомненно, многим из нас Бог даст эту милость — проповедовать в церквях Украины, Право- и Левобережной, аж по Кубань и Кавказ, Москву и Тобольск».

Однако страдавший тяжёлой болезни ног еле ходивший 75-летний Шептицкий испытывал нужду в юном «аватаре» и поэтому 20 июля 1940 года выпустил обращение к пастве, обещая, что «наша Церковь распространится на всю Украину и всю Россию», и извещая о своем избранном еще при жизни наследнике — Слипом, на тот момент титулярном епископе Львова.

Тот тогда был молод — 48 лет, средний возраст греко-католических архиереев был гораздо выше, епископом стал менее года назад (а многие в УГКЦ были таковыми еще до Первой мировой), поэтому сам имел очень слабые позиции в Церкви.

— Шептицкий, назначая Слипого своим заместителем, считал, что он является наиболее подходящим кандидатом, который сумеет осуществить несбывшиеся его мечты о… присоединении России и Украины к Греко-католической церкви, — сообщил среди прочего на допросе в НКВД 7 июня 1945 года греко-католический епископ Станиславский Григорий Хомышин. — В письме Шептицкого о назначении Слипого его преемником, полученном мною уже в годы немецкой оккупации, указано, что Слипый и Шептицкий — одно лицо (то есть действуют заодно. — Прим. Лайфа).

Создание Шептицким новых экзархатов было официально санкционировано  Ватиканом лишь 11 декабря 1941 года, когда гитлеровские войска стояли под Ростовом и Москвой. После этого Шептицкий вновь вернулся к своей идее. В протоколах III собора экзархов УГКЦ, прошедшем с 9 по 15 июня 1942 года во Львове, отмечено обсуждение им реализации деятельности на востоке: «Думаю, что необходимо будет поделить экзархат на российский и сибирский… Его беспокоил вопрос подготовки священников, как только появится возможность доступа до экзархата».

Логика главы УГКЦ изначально была проста — после «безбожных пятилеток» к началу войны в России, Украине и Беларуси (в границах до 1 сентября 1939 года) действовало от силы несколько сотен православных храмов, причем больше всего действовало в Москве и Ленинграде, тогда как в 25 областях РСФСР не осталось ни одного. В то же время у греко-католиков на присоединённой к СССР в сентябре 1939 года территории Западной Украины было 2821 приходов, причём с отлаженной системой подготовки новых клириков и мощным финансированием. Восточные территории представлялись католикам восточного обряда бескрайней нивой для миссионерства, подготовленной для них большевиками.

Но реализовать эти планы тогда не удалось. Немцы и созданная ими дивизия СС «Галичина» были разбиты Советской армией и отброшены далеко на запад. Что характерно, униатское духовенство открыто опекало украинских эсэсовцев, в том числе отрядив к ним 12 своих капелланов. Этот факт с определённой гордостью признаётся в № 1 за 2016 год официального печатного издания отдела УГКЦ по вопросам душпастырской работы в силовых структурах Украины «Капеллан».

Эта «эсэсовская миссия» явно рассматривается современными униатами в контексте аналогичной работы в наши дни. Примечательный момент — в находившиеся в зоне АТО («антитеррористической операции») части армии и МВД командование практически не допускало священников Украинской православной церкви Московского патриархата, в то время как доступ раскольникам и униатам туда был открыт, и туда прибыли десятки священников с Западной Украины.

Уже в 2015 году под предлогом работы с военными они начали открывать здесь небольшие (порой в формате блиндажей) деревянные униатские церкви.

Фото: © catholicnews.org.ua
Фото: © catholicnews.org.ua

Эти культовые здания использовались и для привлечения живущих поблизости православных верующих (обрядность у греко-католиков — восточно-христианская), храмы которых были разрушены обстрелами украинской армии во время военных действий. Причём с присущим им тактом в УГКЦ решили выдать всё это за сугубо «спонтанный интерес местных жителей».

— В течение последних месяцев мы видим такой интересный феномен, что в местах постоянной дислокации военных частей и даже в зоне АТО очень много местных общин начинают обращаться к власти с просьбой создать греко-католические парафии (приходы. — Прим. Лайфа), — заявил 8 октября 2015 года Шевчук в интервью Радио Ватикана.

Правда, «спонтанность» опровергает информация, появлявшаяся ранее на сайтах городов контролируемой Украиной части Донецкой области.

30 июня 2015 года городской совет Мариуполя выделил участок под строительство греко-католического храма.

— 28 июля (2015 года. — Прим. Лайфа)… состоялась встреча исполняющего обязанности городского головы секретаря Славянского городского совета Олега Зонтова со святыми отцами Украинской греко-католической церкви… с деканом Краматорского деканата (административно-территориальная единица. — Прим. Лайфа) УГКЦ, директором благотворительного фонда «Каритас Краматорск» отцом Василием Иванюком и настоятелем парафии Святого Владимира Великого Донецко-Харьковского экзархата Украинской греко-католической церкви города Славянска отцом Виктором Коханским, — сообщалось на городском сайте Славянска. — Во время встречи Олег Зонтов заверил святых отцов, что городские власти Славянска всесторонне поддерживают предложенную УГКЦ идею возведения полноценного греко-католического храма в Славянске.

16 сентября 2015 года из сообщения на сайте города Доброполье стало известно о том, что мэр отложил принятие решения о выделении участка площадью 1760 кв. м под строительство деревянного срубного греко-католического храма. Ранее этот вопрос уже успели рассмотреть местные депутаты, то есть, скорее всего, заявка была подана ещё летом.

Подателем заявки на участок под храм в Доброполье был всё тот же униатский священник Василий Иванюк, который заявил местным журналистам, что «только недавно закончил военную службу — был капелланом в украинской армии». Так вот «фронтовая миссия» перетекает в строительство храмов в регионе якобы «по просьбам местных жителей».

На самом же деле все обстоит иначе. Журналисты из Доброполья приводят слова Иванюка: «По словам отца Василия, Всемирный конгресс украинцев выделил средства на постройку 10 греко-католических храмов на востоке Украины, на территории Донецко-Харьковского экзархата. Один из храмов предложили построить в Доброполье… Древесину для строительства привезут с Карпат. Аналогично строили краматорский храм (открыт 22 декабря 2013 года. — Прим. Лайфа). Точную стоимость строительства отец Василий назвать затруднился, но сказал, что бюджет составит точно более 100 тыс. долларов». То есть бюджет строительства 10 храмов в городах Донецкой области «потянет» не менее чем на миллион долларов. И строится это по заказу зарубежных структур.

Униатский храм в Краматорске. Фото: © "Громадське радио"
Униатский храм в Краматорске. Фото: © «Громадське радио»

Наконец, на прошедшем 7–8 июня 2016 года заседании Синода УГКЦ было принято специальное решение «поручить правящим архиереям в сотрудничестве с благотворительным фондом «Каритас Украины» создать пасторально-социальные миссии на линии размежевания в Донецкой, Луганской и Харьковской областях». Униаты действительно начинают свой «марш на восток».

Примечательно, что агрессивная миссия (на западные деньги) в Донбассе и в прошлом году велась униатами под прикрытием оказания гуманитарной помощи пострадавшим от войны дончанам. В той же риторике выдержаны их заявления и сейчас.

Какую идеологию они несут с собой, не секрет.

— Совместной проверкой прокуратуры города, УФСБ, ЦПЭ ГУ МВД по Челябинской области установлено, что священник греко-католической Церкви с мая 2011 по февраль 2016 года в своём аккаунте в соцсети разместил фотографии дивизии СС «Галичина», — сообщила 20 февраля этого года заместитель прокурора Челябинска Ольга Чубук. — Опрошенный в прокуратуре Челябинска священнослужитель пояснил, что учился в Западной Украине, ему интересна история, вызывают интерес фотографии, которые он разместил на своей странице».

Преступником (приговорённым в итоге судом к штрафу за демонстрацию нацистской символики) оказался униатский священник Андрей Зверев, являвшийся ни много ни мало не только настоятелем всех греко-католических приходов на территории Челябинской области, но ещё и секретарём Ординариата для католиков византийского обряда на территории России. Будучи россиянином, Зверев получил образование в Ивано-Франковской духовной академии УГКЦ и в 1998 году был рукоположен в священники епископом Ивано-Франковским Софронием Мудрым, после чего отправился служить в Новосибирск, а затем на Урал.

life.ru