Булгарские «Покрова» для Руси и православного мира.

Откуда взялся на Руси праздник Покрова Матери Божьей? При всем том, что события произошли в Константинополе, а установление его произошло на Руси благодаря Святому князю Андрею Боголюбскому, еще остается много интересных и неизвестных страниц истории, имеющие продолжение и сейчас…

Русь – удел Матери Божией.

Как Бог даровал в определенное историческое время родиться Пречистой и Преблагословенной Деве Марии, чтобы послужить великой миссии спасения всего рода человечества, так и Русь со всеми народами, которые вошли в ее ареал, стала яслями Христа — Святой Русью, четвертым уделом Матери Божьей, который находится под Ее покровом.

Великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы – истинно русский праздник, который благодаря Святой Руси стал всеправославным праздником и вошел в число двенадцати праздников устава всей полноты Православных Поместных Церквей!

Матерь Божья стала особенно опекать крещенную Русь своим чудотворным посещением и чудотворными иконами. Хочу обратить ваше благочестивое внимание на событие 1073г. описанное в Киево-Печерском Патерике. Матерь Божия направляет в Киев греческих мастеров, явившись им в Константинополе во Влахернском храме со словами: «Хочу церковь Себе построить на Руси… Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить… Моим именем хочу назвать ее…».

(Лаврская Киево-Печерская икона Явление Божьей Матери во Влахернском храма византийским мастерам)

В дальнейшей истории Руси слова Материи Божьей «Хочу церковь Себе построить на Руси… и в ней хочу жить» стали ключевыми и определяющими бытие нашего боголюбивого народа.

Константинополь: затерянное событие Покрова Богоматери.

«Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы» такое полное название этого праздника.

Когда мы посмотрим историю, связанную с появлением этого праздника, то мы увидим, что первичные события происходят в древнем Константинополе в храме во Влахерне, еще за долго до Крещения Руси. В церковных минеях указывается точная дата 910г.

Влахернский храм примечателен тем, что он построен в 5-том веке и располагался вблизи царских палат. В храме находились величайшие христианские святыни – Риза и пояс Богородицы. При этом храме находился знаменитый влахернский источник святой воды. Именно в этом храме разворачивается тайна спасения взывающих людей к Богу.

 

(Стамбул, Влахернский храм, современный вид, построен на месте старого храма)

Когда император Византии с войсками был на далеком востоке, северные племена славян на легких ладьях осадили столицу православной империи. Можно только представить ужас жителей города, войско было такое большое, что когда они проплывали по Босфору держа оголенные мечи к верху, то отражаемые лучи солнца слепили жителей, стоящих на стенах крепости. Смерть была неминуема, ведь защитников нет.

Жители Константинополя стеклись на молитву в храмы Божии просить защиты у Бога и Его Пречистой Матери.

Во Влахернский храм, во время всенощной, один нищий и юродивый Андрей со своим учеником Епифанием увидел в раскрывшемся своде храма Богоматерь. Она преклонила колени пред Престолом Божиим. Но лик Спасителя был отвернут от Нее. Божия Матерь вместе с Иоанном Богословом и Крестителем Иоанном второй раз припала к Нему, указывая рукой на молящийся народ Божий. И опять Христос Спаситель отвратил Свой взор. И в третий раз увидел Андрей, как Богоматерь упала на колени перед Своим Божественным Сыном, и с Ней же предстояло множество святых. Тогда Спаситель повернулся к молящимся. Матерь Божия, встав с колен, сняла Свой головной убор – мафорий (это слово потом интерпретировано – омофор) и покрыла им находящихся в храме.

Об этом явлении Богоматери стало известно всему Константинополю. После богослужения люди, обнадеженные явлением Богоматери, подняли ковчег с ризой Богоматери и крестным ходом пошли к водам Золотого Рога. С молитвой этот ковчег был опущен в воды. Тут же случилась буря, корабли врагов были разбросаны, большинство из них утонуло, и небольшая часть их спаслась бегством. Видя эту милость, народ благодарил Господа и Матерь Божию за небесное заступничество.

Это событие в памяти греческой Церкви затерялось. Византийская Церковь (а именно греки-националисты) не любили канонизировать мирян, тем более, если те не являлись греками.

(Икона, видение Покровы Божьей Матери юродивому Андрею и его ученику Епифанию)

По преданию святой Андрей имел славянское происхождение. Хотя Андрей Юродивый и удостоился прославления в качестве святого, имя его не было внесено в греческие святцы, а «Влахернское чудо» не получило в Византии в Греческой Церкви статуса официального праздника вплоть до 16 века, когда Матерь Божья через Святую Русь не явила миру еще раз свое заступничество.

Русь, 12 век: Святой Андрей Боголюбский.

В начале 12 века разгорелся конфликт между Владимиро-Суздальским княжеством и Волжской Булгарией.

В 1164 г. благоверный князь Андрей Боголюбский, защищая восточные рубежи Руси от грабежей волжских булгар пошел на них войной. Его войска, участвуя в походах, впереди, вместо знамен, несли оружие Божие — хоругви, иконы, кресты. В этой битве произошло чудо: икона Божией Матери (которая потом будет названа «Владимирская») и кресты, сияя лучами света, ослепили врагов. Русские победили практически без потерь, что немало удивило князя. Но еще больше князь был потрясен очередным чудом, когда после битвы отслужили благодарственный молебен, то икона Божьей Матери просияла неземным светом.

(На фото: Иконная картина, явление чуда Святому благоверному князю Андрею Боголюбскому. Свято-Воскресенский скит, с. Балымиры.)

Об этом всем событии было написано Константинопольскому Патриарху. К его изумлению, из ответного письма князь узнал, что в тот же день была победоносная битва императора Византии Эммануила также с врагами-мусульманами. И там было точно такое же явление — свет от креста и иконы Божией Матери.

Волжский Булгар стал географической точкой отсчета установление на Руси и в мировом православии праздника Покровы Богородицы.

Таков ход исторических событий имеет свое продолжение в установлении праздника.

Установление русского праздника – «Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы».

В глазах благоверного князя Андрея — ревностного боголюбца, почитателя Божьей Матери – это выглядело непростительным упущением, что не существует праздника в честь покровительства Матери Божьей христианскому роду. Как-то перечитывая Житие Андрея Юродивого, он встретил рассказ об этом чудесном видении подвижника и был поражен тем, что оно не вспоминается Церковью как особый праздничный день. «Когда услышал об этом чуде, то подумал: как такое грозное и милосердное видение, более того — надежда наша и заступничество, было без празднества?». Он принял решение: «Да не останется без праздника Святой Покров Твой, Преблагая»!

В память покрова (заступничества) Божьей Матери после битвы над волжскими булгарами Боголюбский приказал построить памятник – храм Покрова на Нерли, при котором учредил монастырь. Он берет для ее строительства камни с места явления чуда – с Волжской Булгарии!

(Фото взято с открытых источников. Храм Покрова на Нерли)

Омофор Богородицы в русском празднике Покрова стал знаменовать благодать Божию, распростертую над всеми христианами, что нашло отражение в молитвенном песнопении на Покровском богослужении: «Покрый ны, Госпоже, омофором милости твоея, Иисуса человеколюбца непрестанно молящи».

Дальнейшее развитие и установление этого праздника в православном мире: 16 век.

Дальнейшая история установления этого праздника в христианском мире снова связанна с историческими событиями на Руси.

Великому покровительству и заступничеству Матери Божьей, явленному в Булгарской земле благоверному князю Андрею Боголюбскому, предшествовало то, что христианство на Булгарской земли существовало еще с четвертого века. По Промыслу Божьему эти земли вошли в состав Руси в 16 веке при Царе Иоанне IV.

В 1552 г. в день празднества Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября – стар/нов. стиль.) была взята штурмом Казань. Более 100 тыс. рабов разных национальностей, были возвращены на родину. Весть об освобождении от рабства и победы в день Ее праздника Покрова разошлась по разным народам мира!

После богородичной победы значительные восточные земли присоединились к Руси: Астраханское и Сибирское ханства; Башкирия, Каберда, марийцев; земли Ногайской орды и т.д. Русь по своим размерам стала больше, чем Западная Европа.

В честь победы и присоединения Казанского края, в Москве на Красной Площади Иоанном Васильевичем Грозным был построен храм Покрова на Рву, который называют сейчас храмом Василия Блаженного. Покровский храм стоит в сердце Святой Руси, что соответствует древним словам Матери Божьей о Ее жилье, сказанным византийским зодчим – «хочу там жить».

(Фото взято с открытых источников. Храм Пкрова на Рву, более известный под названием собор Василия Блаженного, построенный Ионном Грозным)

После победы над Казанским Ханством праздник Покрова Пресвятой Богородицы особенно стал входить в устав и почитаться среди славянских поместных Церквей, а в дальнейшем перешел и в греческие Церкви.

Особенно большое количество Покровских храмов стали возводить в Малороссии, которая была под гнетом, как западных католических оккупантов, так и с юго-восточной стороны, турков и татар. Казаки Малороссии любили именно изображение иконы Божией Матери Покрова, так как Она освободила от бусурманского рабства их соотечественников.

Этот русский праздник остался в почитании и в Католических восточных церквях.

Судьбоносные иконы для Руси в честь Покрова Божьей Матери.

Есть очень много чудотворных и удивительных икон в честь Ее праздника Покрова Божьей Матери, чествование которых происходит в этот же день.

Такой удивительной иконой является «Образ Покрова Пресвятой Богородицы» Булгарской, рассказывающей нам исторический ход установления праздника Покрова Богородицы на Руси, начиная еще с Болгарской земли, которая ныне находится в Скиту Воскресения Христова в деревне Балымеры, близ г.Болгар, Спасский р-н Татарстана.

(На фото: Икона Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Воскресенский скит, с. Балымиры.)

Икона исполнена в каноническом византийском стиле. Вот ее сюжет. Сверху, по центру, изображен Господь Вседержитель – Промыслитель о спасении Святой Руси, окруженный Серафимами.

Ниже, в центре иконы, непосредственно изображено само священнодействие Божьей Матери – Ее Покрова над Болгарской Руси в окружении ангельских сил.

Ниже, следующий ярус изображения, это те местночтимые святые, которые под покровом Богоматери, были связанны с Болгарской землей:

Князь Андрей Боголюбский (12 век) – который непосредственно и установил празднование Покрова Божьей Матери.

Мученики Авраамий (13 век) и Феодор Болгарские (14 век) – проповедовавшие здесь среди мусульман.

Святой равноапостольный князь Владимир – после выбора веры он направил туда христианскую миссию, которую возглавил Марк Макидонянин. Три булгарских князя были крещены со своими родами.

Святой благоверный князь Александр Невский (13 век) – после разорения г.Булгара Батыем, своей дипломатией мира помогал восстановиться городу, заселяя его русскими людьми.

Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский (13 век) – ему достались в управление эти земли через приданное его жены (36 городов, в том числе города Казань, Болгар и Балымеры).

Четвертый ярус сюжета, это непосредственно 3 храма-святыни, которые связаны с Булгарской землей.

В центре – Воскресенский скит, где находится описанная выше икона. Скит расположен в селе Балымеры.

Как сообщает арабский путешественник Ибн-Фадлан, в 10 веке это был торговый город на мысе, где наблюдал церемонию погребения руссов. Исследователи историки и археологи однозначно утверждают, практически во всех больших городах в то время в Волжской Булгарии были русские поселения. И в этом контексте справедливо говорить о Булгарской Руси.

По преданию, именно в этих местах Андрею Боголюбскому были явлены знамения от Божьей Матери, которые привели его к победе и установлению впоследствии праздника Покрова Божьей Матери.

Ныне действующий скит был основан протоиереем Владимиром Головиным и освященный в 2016г. епископом Чистопольским Парменом, как и описанная икона.

Справа изображен Покровский Храм Покрова на Нерли, который был построен из камней, взятых из земель Волжской Булгарии, с того самого места, где были явлены чудеса Андрею Боголюбскому.

Слева находится Свято-Авраамиевский храм г. Болгар, в котором находятся мощи покровителя Булгарской Руси святого мученика Авраамия Болгарского. Там же, в 2000г. начали массово обновляться и мироточить иконы из-за практики «Молитвы по соглашению с Болгаром». Этот молитвенный феномен объял сотни тысяч людей по всему миру.

По свидетельству многих паломников от этой иконы многие получали помощь в решении жизненных обстоятельств.

Нравственная суть праздника.

Углубляясь в суть события праздника, видно, как благодаря покровительству Богоматери совершался промысел Божий над разными народами, а особенно над Святой Русью.

Будем просить Божию Матерь, чтобы Ее молитва всегда была над нами. Будем молиться не только за себя, но и за нашу Родину, помня, что мы потомки тех, которые называли Родину — Святой Русью и которые строили ее, как отображение Царства Божия на земле, утверждаясь в заповедях Божиих, в высоком служении христианском, в святости. Через это весь народ, всю нашу Родину через каждый свой малый подвиг поднимать к высокому предназначению и высокому имени, к имени — Святая Русь!

Автор: доктор богословия, писатель-публицист, протоиерей Олег Трофимов